Выставки от Artdepot

 Патрисия ван Любек

 

Искали?

Рекомендуем мастер-классы

Интуитивная живопись и рисование от Игоря Сахарова

 

Все мастер-классы

 

Новые публикации

Масштабный украинский биеннале современного искусства подготовят известные австрийские кураторы

 

В конце октября в Воронеже открылась выставка плакатов

 

Выставка украинских авангардистов начала ХХ века

 

Музей истории Киева покажет "Войну. Город. Людей"

 

Выставка украинских авангардистов начала ХХ века

 

В конце октября в Воронеже открылась выставка плакатов

 

"Индустриальный Эдем" выставка в Институте проблем современного искусства

 

Партнеры

Видео-лекции

Генри Мур и скульптура в публичном пространстве

 

Как создавать качественные пространства использую новые технологии в архитектуре

 

Живопись Белорусской ССР послевоенного периода

В послевоенные годы художники стремятся увековечить героический подвиг народа, образы защитников Родины. Заметно возрастает роль живописи. Здесь особое место принадлежит полотнам В. Суховерхова, Е. Тихановича, А. Шибнева, И. Давидовича, П. Гавриленко, В. Цвирко. Из среды талантливой молодежи в коллектив белорусских живописцев приходят Н. Воронов, А. Гугель, Р. Кудревич, В. Жолток и другие.


Полотно «За родную Белоруссию» Суховерхова (1948) является не только самым значительным произведением в творчестве этого мастера, но и одним из крупнейших явлений белорусского советского искусства этого периода. Написано оно под непосредственным впечатлением недавних партизанских походов, в которых автор сам принимал участие. Композиция картины очень жизненна. На один из пригорков, которыми изобилует белорусская земля, выходит отряд партизан во главе с командиром. Его фигура четко выделяется на фоне пересеченного, холмистого пейзажа и колонны партизан, поднимающихся из неглубокого лога. В этом образе воплощено мужество тех патриотов, которые брали на себя руководство действиями народных мстителей. Впечатления силы и стойкости главного героя автор достигает хорошо найденной, естественной и выразительной постановкой этой фигуры, энергичным поворотом головы. Заснеженный пригорок, па котором изображен партизан, воспринимается как бы своеобразным постаментом, а низко опущенный горизонт усиливает впечатление монументальности. Большое внимание уделил автор психологической характеристике героя. В нем есть и простота, и национальная характерность, и достоинство советского гражданина. Краски картины — гамма зимнего белорусского пейзажа.

 

В. Суховерхов. За родную Белоруссию. 1948

В. Суховерхов. За родную Белоруссию. 1948

 

Другим, не менее интересным произведением на партизанскую тему является полотно Шибнева «Пленных ведут» (1947). Художник противопоставляет две силы; силу, рожденную великими идеалами и стремлением к справедливости и гуманности, и темную силу агрессии, угнетения. Каждая черта, каждый штрих, как в образах партизан, так и в образах гитлеровских вояк, выявляют, усиливают этот контраст и заставляют зрителя проникнуться величием одержанной советским народом Победы.


Много и плодотворно работал над воплощением партизанской темы живописец Е. Тиханович. Среди его произведений особенно выделяется картина «Партизаны в разведке» (1948), работа, выношенная, заключающая в себе большую степень обобщения.


Помнить о павших героях, о жертвах и потерях, понесенных во имя Победы, призывают полотна Зайцева «Похороны геооя» (1946) и «Стали насмерть» (1948). Первое с его печально звучащими лилово-серыми тонами — это романтически обобщенный образ народного горя; второе — попытка более конкретно показать драматизм жестоких сражений, когда советские воины неколебимо стояли на вверенных им рубежах, грудью преграждая путь врагу.


Серьезной заявкой на большую историческую картину о событиях Великой Отечественной войны была картина Зайцева «Оборона Брестской крепости» (1950), насыщенная действием, широко, с размахом написанная, но оставшаяся эскизной.

 

Зайцев. Оборона Брестской крепости.  (1950)

Е. Зайцев. Оборона Брестской крепости.  (1950)

 

Значительным явлением в художественной жизни Белоруссии этого периода явилось создание старейшим белорусским художником В. Волковым живописного полотна «Минск .3-го июля 1944 года», в котором запечатлен незабываемый и близкий сердцу каждого советского человека день освобождения белорусской столицы от немецко-фашистских захватчиков. Картина создавалась живописцем на протяжении 10 лет (с 1946 по 1955 год). Он написал более ста фигур, воссоздал площадь Свободы в Минске такой, какой она была в тот знаменательный день — с грудами дымящихся развалин, пустыми коробками зданий. На эту площадь въезжает колонна советских танков. Танкисты и сопровождающие их партизаны приветствуют ликующую толпу горожан, вышедших им навстречу. Много наблюденного есть в сценах радостных рукопожатий, объятий, которые вместил в это огромное полотно художник, в облике людей — воинов и жителей города. Но стремление стройно организовать всю эту массу фигур, сцен не до конца увенчалось успехом. Есть некоторая нарочитость в академически строгом обрамлении картины симметричными группами встречающих, есть непреодоленная пестрота в ее локальных красках.


Атмосферу военных лет передают картины Н. Воронова «Рейд Ковпака» (1948) и В. Цвирко «Непокоренные» (1947). Труженикам тыла, неустанно заботившимся о нуждах фронта, посвятил А. Гугель картину «Важное сообщение» (1949).
В течение 1945—1955 годов белорусские живописцы неоднократно обращались и к исторической теме. Среди этих произведений можно назвать такие полона, как «Есть такая партия!» Шибнева, «Чернышевский и Добролюбов в редакции журнала «Современник» Гугеля, «Янка Купала и Тетка (Алоиза Пашкевич) в Петербурге» А. Кроля, и много других.


Композиция картины «Есть такая партия!» (1953), возможно, навеяна известным рисунком Е. Кибрика, однако это не помешало белорусскому художнику, развивая тот же сюжет, создать впечатляющую, запоминающуюся многофигурную картину. В ней верно показана историческая обстановка, в которой были произнесены В. И. Лениным знаменательные слова. Здесь мы находим немало удачных характеристик.


Работая над воплощением темы Великой Отечественной войны, воскрешая события недавнего и далекого прошлого, художники не забывали и о повседневной жизни советского народа. В ряде жанровых полотен они отобразили трудовой накал рабочих, колхозников, интеллигенции. К числу наиболее интересных из таких полотен относятся «На колхозной пасеке» К. Ко-смачева, «На родных просторах» Г. Бржозовского, «В родной колхоз» Р. Кудревич, «Вузовцы» В. Волкова, «Передача опыта» М. Моносзона, «Играют дублеры» Е. Тихановича. В картине «Вузовцы» (1947) запечатлен уклад жизни, круг интересов студенчества первых послевоенных лет. Много психологически точных штрихов, забавного в картинах «Зима пришла» В. Жолток (1954) и «Первое сентября» А. Волкова, посвященных жизни советской детворы.

 

«Зима пришла» В. Жолток (1954)

«Зима пришла» В. Жолток (1954)

 

Говоря о жанровой живописи послевоенных лет, нельзя не отметить, что некоторые произведения носят на себе налет слащавости. Часто живописцы избегали острых, конфликтных тем, дискуссионных решений. Здесь проявилось влияние распространившейся в те годы пресловутой теории бесконфликтности.


Портрет в белорусской живописи не занял большого места. Но все же можно назвать несколько интересных работ, экспонировавшихся в Москве на декадной выставке 1955 года. Это «Портрет девушки» И. Ахремчика, «Портрет композитора Н. Чуркина» работы X. Лившица, «Женский портрет» Е. Зайцева. С большой пластической силой, уверенными мазками вылеплены Ахремчиком лицо, руки девушки. Художник нашел теплые, живые краски для выражения ее темперамента, задора, энергии (1947). Много живого и по-своему увиденного можно отметить и в портрете композитора Чуркина. Это простой, скромный труженик на ниве искусства.


Значительных успехов достигли белорусские живописцы в области пейзажа. Пейзажу суждено было превратиться из наиболее отсталого в один из ведущих жанров белорусской Живописи, и решающие сдвиги в этом направлении произошли именно в рассматриваемые годы.


В 1947 году в Белоруссию приезжает В. Бялыницкий-Бируля и пишет здесь картину «Белоруссия. Вновь расцвела весна». Она посвящена возрождению родной земли. На полях еще лежат разбитые фашистские танки, идет весенний сев, расцветают под мирным небом сады. Бялыницкий-Бируля в эти годы создал немало тонких, лирических произведений.
Пейзажи пишут В. Кудревич, Н. Дучиц, обращаются к этому жанру и более молодые живописцы — С. Ли, Г. Азгур, Ф. Дорошевич, В. Цвирко.


Дучиц стремится к обобщению образа природы. В произведениях «Зима» (1959), «У реки», «Белорусский пейзаж» ему удается передать неброскую прелесть пейзажа Белоруссии в разные времена года. Ярко и вдохновенно воспевает белорусскую природу Цвирко, прекрасно владеющий основным средством живописи — цветом. В пейзажах «Март» (1947), «Тишина», «У мельницы» очаровывает богатство звучания, казалось бы самых привычных красок, поэтичность самых простых мотивов. Скромно, в традиционной манере, с большим вниманием и любовью к природе написаны Азгур «Логойские холмы» и «Весна».

 

В. Цвирко. У мельницы. 1947.

В. Цвирко. У мельницы. 1947.

 

Конец 50-х годов в истории белорусской живописи ознаменовался появлением новых талантов — выпускников московского, ленинградского и других художественных вузов. Уже первые крупные полотна — дипломные работы «Песня» (1957) М. Савицкого и «В белорусских болотах» (1958) И. Стасевича — прочно вошли в основной фонд белорусской живописи.


Савицкий, используя лучшие традиции советской живописи, создал яркое, запоминающееся полотно, в котором воспел вдохновенный труд колхозников. Напевность, музыкальность композиции картины, ее красок— золотистых, зеленых, фиолетовых — раскрывает высокий настрой чувств изображенных людей. Та же тема самозабвенного труда, та же музыкальность и в другом большом полотне художника, посвященном рабочим,— «Обязательства» (1960). Савицкий — участник Великой Отечественной войны. Уже первая попытка отображения событий войны в живописи — картина «Честь долгу» — принесла автору большой успех. Бывший партизан, в юношеские годы принявший участие в борьбе с оккупантами, Стасевич обобщил пережитое в картине «В белорусских болотах», посвященной выходу из блокады партизанского отряда. Картина Стасевича — волнующее повествование о стойкости и непреклонной воле к победе советских людей. Трагизм изображенной ситуации здесь не заслоняет благородства и мужества народных мстителей, которые в нечеловечески тяжелых условиях не оставляют в беде товарищей, сохраняют верность Родине.



Размещено 03.12.2012

Artdepot.ru - новости, обзоры современного искусства, фестивалей, открытий выставок,
интересных событий. История живописи, декоративно-прикладное искусство.


Обратная связь